ПР. ИСПЫТАТЕЛЕЙ, Д.8, КОРП.1, ЛИТ. А, ПОМЕЩЕНИЕ 16Н г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 197227

НОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ИЛИ НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

Интервью с исполнительным директором группы компаний «Балтийский дом» Сорокиным В.К.

ВОПРОС: Владимир Константинович, хотелось бы вернуться к вопросу общих домовых нужд (ОДН) и более подробно поговорить об этом.

ОТВЕТ: ОДН это не только тепло. Есть еще ГВС, ХВС, водоотведение и электроснабжение общедомового оборудования. В Постановлении РФ № 354 четко сказано, что такое ОДН по ГВС или ХВС и указан алгоритм расчета (формулы 11 и 12). Это разница, полученная между данными с общедомовых приборов учета, и суммой показаний с индивидуальных приборов учета или предъявленным к оплате объемом воды по нормативу, деленная на площадь всего дома и умноженная на количество метров в квартире. Все вот так просто. И логично. На первый взгляд. А что получается на практике? Люди не ставят приборы учета. Говорят, мне выгодно рассчитываться по нормативу. А выгодно потому, что по нормативу собственник будет платить за одного прописанного, а вместе с ним проживают и 5 и 8 человек. В Постановлении указано, что оплачивать по нормативу должны потребители услуг, а не зарегистрированные люди. И вот здесь наступает интересный момент…

Закон (п/п «з» п.34 Постановление РФ № 354) возложил обязанность на собственника (п.58 Постановления ) сообщить в течение 3-х дней, что у него появился еще один проживающий, который будет жить более, чем 5 дней. Но наши люди не привыкли и не хотят исполнять закон. Никто ничего не сообщает. Законодатель не предусмотрел, что собственник будет игнорировать закон. Можно было бы на первом этапе предоставить право (в интересах большинства добросовестных собственников) исполнителю самостоятельно, с участием представителей от собственников помещений, устанавливать количество проживающих лиц.

Таким образом, образовалась еще одна не разрешенная проблема в рамках Постановления РФ № 354. Суть этой проблемы в том, что по факту иной собственник потребляет на нужды свои и своих гостей воды в разы больше, чем платит по нормативу. Общедомовой прибор учета воду посчитает всю. И ее всю придется оплатить. Она будет оплачена по статье ОДН всеми жителями дома. Если имеются внутридомовые приборы учета, то через некоторое время произойдет резкое снижение расхода воды на ОДН.

Очень странно слышать от высокопоставленных чиновников требование о сокращении управляющими компаниями ОДН. Во-первых, Распоряжением Комитета по тарифам от 22.08.2012 г. № 250, а не исполнителем, установлены нормативы потребления на ОДН, в т.ч. холодной воды – 0,26 куб.м. и горячей воды – 0,19 куб.м. на 1 кв.м. площади входящей в состав общего имущества. В жилых домах такая площадь без подвалов и чердаков составляет от 1000 до 3500 кв.м. Именно такой «законной» нормой воспользовались поставщики ресурсов. Доходит до абсурда, в доме имеются приборы учета только холодной воды, а горячую воду (временно прибор не работает) поставщики предъявляют по нормативу. Так вот количество горячей воды «по нормативу» оказывается больше, чем потреблено холодной воды по общедомовым приборам учета. Что делать исполнителю с излишне предъявленной суммой по счету? Правильно, распределить между всеми собственниками, как и установлено Постановлением. Во-вторых, как уже отмечалось выше, в методике расчета (формула 14) изначально заложено прямо пропорциональное распределение тепловой энергии между жилой площадью и площадью, входящей в состав общего имущества.

Следующий момент. Когда вводили ОДН на воду, нужно было сначала рекомендовать управляющим компаниям сделать «нулевой баланс», т.е. определить кто и сколько должен. В настоящее время в отдельных домах скопились достаточно большие объемы неоплаченной воды за прошлые периоды. Тысячи кубических метров. ТСЖ или управляющая компания уже заплатили поставщику ресурсов за эти объемы. И если сегодня следовать духу Постановления 354, т.е. если появились излишки воды, то необходимо эти излишки вернуть. Хотя по факту часто такой излишек воды не что иное, как возврат долга собственников перед ТСЖ или управляющей компанией за прошлые периоды. Опять не предусмотрено в Постановлении и не разъяснено в методических указаниях.

А возможно ли вообще как то свести нулевой баланс. Наши люди привыкли к тому, что 25 числа нужно позвонить или иным способом дать знать управляющей компании о количестве потребленной воды за месяц. Но человек может забыть. А может просто указать меньшее количество потребленных ресурсов, имея ввиду, что потом даст более точную цифру. Потом выровняет. В итоге получается, что часть людей кредитуются у своих соседей. Ведь его поступок влияет на ОДН по воде. Цена этого ОДН будет увеличена. Для всех. А сверить каждый месяц счетчики невозможно.

Окончательно «нулевой баланс» проявится через несколько месяцев. А в настоящее время действуют такие правила установления количества воды потребленной на ОДН, что недостающий объем воды делится на всех, в том числе и на ту семью, которая дала неточные данные, пропорционально занимаемой площади. На этом этапе, тот, кто дал неверные данные — сэкономил. А добросовестный человек, соответственно, заплатил еще больше, чем должен был. В какой — то момент честный собственник все же обратит внимание на свой счетчик и даст объективную информацию в управляющую компанию или управляющая компания при проверке установит несоответствие фактических данных квартирных счетчиков с ранее переданными собственником данными. Образуются излишки воды. Ее нужно будет вернуть и распределить пропорционально численности проживающих людей. И собственнику, который давал неправильные данные счетчика и недоплатил за потребленную воду, еще часть денег будет и возвращена. Как бы не стыкуется.

Т.е. чиновниками при запуске новой системы расчетов не учтена забывчивость людей при подаче показаний квартирных счетчиков. И эта забывчивость приведет к тому, что суммы ОДН будут меняться и в результате честный человек будет оплачивать за себя и «за того парня»? А «у того парня» может сформироваться привычка быть забывчивым!

Да. Чиновники рассчитывали на законопослушных граждан. Но глубоко ошиблись.

Осуществить тотальный контроль за каждой квартирой невозможно. А современные приборы учета, где можно путем опроса на радиочастоте передавать данные без участия собственника еще только начинают внедряться. Т.е. Постановление опередило свое время и сегодня пока не соответствует техническому оснащению домов?

Да, вперед паровоза получилось Постановление. Не готовы были, и морально, и информационно, и в инженерном обеспечении жилых домов. Руководители крупных рангов не готовы были разъяснить даже то, что сами придумали. Специалисты рассчитали в теории, а дальше необходимо применить к практике. Предложенная система сегодня не учитывает и разницу в готовности отдельных домов ее использовать. В частности по теплоснабжению ряд домов имеют погодное регулирование, ряд домов имеют тепловые пункты старого «элеваторного» типа, а ряд домов просто находится «на трубе» и подача тепла в этих домах регулируется ресурсоснабжающей организацией. В существующих условиях ресурсоснабжающая организация не заинтересована в экономии тепла. Даже, наоборот. Поэтому можно часто наблюдать картину, когда на улице плюс, а топят как в сильные морозы. Народ изнывает от жары. Зачем? Потому что ресурсоснабжающей организации нужно, чтобы сгорело все выделенное топливо. Сэкономит сегодня – завтра не получит желаемый объем. Топливо то берется из бюджетных средств. Датируется.

Проще всего вину за цену тепла свалить на управляющую компанию. Власть не предусмотрела и другого результата – у управляющих компаний больше нет экономического интереса в сбережении энергоресурсов и, соответственно, в снижении себестоимости услуг по отоплению. По крайней мере, если одна сторона экономит в пользу другой стороны, то напрашивается вывод о разумном распределении такой прибыли.

Т.е. власть отобрала и мотив, и стимул у управляющих компаний бережно относиться к расходуемым энергоресурсам? Раньше бережливое отношение к теплу приводило к возникновению экономии, которая могла бы по предложению управляющей компании и по решению собственников использоваться на общедомовые нужды, в т.ч на дополнительный ремонт. Сегодня такой возможности нет.

Да. Единственный мотив, который нас побуждает заниматься экономией энергоресурсов – это желание меньше выяснять отношения с жителями домов из-за недоработок властей, а также желание сохранить специалистов, т.к. очень многие не выдерживают такого пресса. В целом картина такова.

Обидно, что вокруг Постановления и его исполнения создан нездоровый ажиотаж. Несправедливый ажиотаж. По крайней мере, к управляющим компаниям. Проще всего перекинуть вину на УК и сказать, что они виноваты. Но УК считает только то, что в дом пришло. Точнее, распределяет по, установленной властными структурами методике, между собственниками стоимость полученных коммунальных ресурсов пропорционально принадлежащей им площади и фактически потребленными ими ресурсами.

Т.е. УК находится в положении некоего сборочного цеха, куда поставили из других мест составные части. И, если эти составные части являются не качественными или даже бракованными, то и собранный механизм так же будет нести в себе недостатки. В нашем случае УК получили и правила игры, и цены товара на рынке.

Мало того, мы получили от Правительства алгоритм начисления. Алгоритм правильный, но не разъясненный и большинство людей не понимают его. И при этом власти перекладывают ответственность за провал внедрения Постановления № 354 на управляющие компании. Еще в 2011 году было понятно, что Постановление выполнить будет невозможно без проблем с населением. Ничего плохого в Постановлении нет. Нужно было более детально его проработать перед внедрением. Провести значительную разъяснительную работу с населением. Но, по крайней мере, один положительный результат от внедрения Постановления достигнут — собственники по иному взглянули на свою недвижимость и его содержание. Постановление стимулирует собственника и управляющие компании на внедрение современных технологий по учету потребляемых ресурсов.

Подводя черту под нашей беседой можно указать на основные болевые точки имеющихся проблем в связи с реализацией Постановления Правительства РФ № 354. Это неготовность ни собственников жилья, ни властей к новым тарифным отношениям, учитывающим, в том числе, сезонность платежей. Недостаточное внимание властей к разъяснению среди населения сути новой тарифной политики в сфере ЖКХ. Отсутствие методологии под эти новые тарифные отношения. Рыночные отношения стимулируют участников к поискам возможностей увеличения своей прибыли, что, при недостаточном регулировании процесса со стороны Закона, приводит к перекосам. Недостаток технического оснащения потребителей ресурсов не позволяет в полной мере воспользоваться, предоставляемыми Постановлением, возможностями. У управляющих компаний больше нет мотивации к реальной экономии расходуемых ресурсов.

С исполнительным директором группы компаний «Балтийский дом» Сорокиным В.К. беседовал президент НП «СОКК» Быстряков В.А.